Кринолин: вековое очарование пышности
Родился кринолин в XVI веке в Испании. Название его произошло от объединения двух латинских слов: crinis («волос») и linum («полотняная ткань»). Тогда кринолином именовался специальный материал из конского волоса с хлопковой или льняной нитью, которая использовалась для выполнения пышных нижних юбок. Постепенно название ткани распространилось и на одноименную конструкцию.
До XVII века при испанском дворе царил роскошный и помпезный стиль, требующий, чтобы дамы ходили в поистине огромных платьях. Увы, но красавицы в нескольких подбитых конских волосом юбках были столь неповоротливы и медлительны, что в середине столетия модельерам пришлось пересмотреть крой нарядов. Так родился каркас из ивовых обручей, или «вердугадо» (исп. verdugo — «обруч»), который и послужил прообразом современного кринолина.
В ту пору Испания являлась законодательницей мод, потому вскоре платья с кринолином стали популярны во всех странах Европы. А во Франции даже был разработан более совершенный вариант — панье (от фр. panier — «корзинка»), имеющий вид обтянутого мягким материалом каркаса из металлических и деревянных деталей или ивовых прутьев. Правда, церковь новинку не одобрила, но модниц это не остановило.
В XVIII столетии началась настоящая кринолиновая лихорадка. В 1711г. в Англии были придуманы фижмы на гибком и прочном китовом усе, который просто вшивался в юбку. Изобретение получило такое распространение, что в Голландии даже открылось первое акционерное общество китобоев для нужд модной индустрии. Поскольку актуальные сооружения достигали 5 метров, в 40-е годы китовый ус заменила проволока и даже шарниры.
Однако в конце века под влиянием растущей популярности нарядов в греческом стиле о кринолине забыли. Вернулся в модный мир он только в 30-е годы следующего столетия. Но зато как: сенсационно, поистине революционно. Его стали носить все слои дамской половины общества. В ту эпоху были разработаны специальные юбки-кажи (от фр. сage — клетка), формы которым придавались при помощи продергивания сквозь прорези в лентах стальных пружин и их фиксации заклепками.
Усовершенствованию в очередной раз кринолин подвергся в 1865г., когда Чарльз Фредерик Уорт — признанный основоположник моды haute couture — изобрел основу для юбки из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, и оснастил их устройством, имеющим способность сжиматься в нужный момент.
В середине 60-х кринолины уже делятся на праздничные, длинные, широкие, выдающиеся сзади углом для поддержания изящного шлейфа, и повседневные, небольшие и конусообразные. Но все проходит, в 1870-м году единоличное царствование кринолинов закончилось, пришла эра турнюров. Впрочем, перестав быть элементом повседневного платья, соблазнительные фижмы по сию пору остались яркой деталью вечерних нарядов.
До XVII века при испанском дворе царил роскошный и помпезный стиль, требующий, чтобы дамы ходили в поистине огромных платьях. Увы, но красавицы в нескольких подбитых конских волосом юбках были столь неповоротливы и медлительны, что в середине столетия модельерам пришлось пересмотреть крой нарядов. Так родился каркас из ивовых обручей, или «вердугадо» (исп. verdugo — «обруч»), который и послужил прообразом современного кринолина.
В ту пору Испания являлась законодательницей мод, потому вскоре платья с кринолином стали популярны во всех странах Европы. А во Франции даже был разработан более совершенный вариант — панье (от фр. panier — «корзинка»), имеющий вид обтянутого мягким материалом каркаса из металлических и деревянных деталей или ивовых прутьев. Правда, церковь новинку не одобрила, но модниц это не остановило.
В XVIII столетии началась настоящая кринолиновая лихорадка. В 1711г. в Англии были придуманы фижмы на гибком и прочном китовом усе, который просто вшивался в юбку. Изобретение получило такое распространение, что в Голландии даже открылось первое акционерное общество китобоев для нужд модной индустрии. Поскольку актуальные сооружения достигали 5 метров, в 40-е годы китовый ус заменила проволока и даже шарниры.
Однако в конце века под влиянием растущей популярности нарядов в греческом стиле о кринолине забыли. Вернулся в модный мир он только в 30-е годы следующего столетия. Но зато как: сенсационно, поистине революционно. Его стали носить все слои дамской половины общества. В ту эпоху были разработаны специальные юбки-кажи (от фр. сage — клетка), формы которым придавались при помощи продергивания сквозь прорези в лентах стальных пружин и их фиксации заклепками.
Усовершенствованию в очередной раз кринолин подвергся в 1865г., когда Чарльз Фредерик Уорт — признанный основоположник моды haute couture — изобрел основу для юбки из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, и оснастил их устройством, имеющим способность сжиматься в нужный момент.
В середине 60-х кринолины уже делятся на праздничные, длинные, широкие, выдающиеся сзади углом для поддержания изящного шлейфа, и повседневные, небольшие и конусообразные. Но все проходит, в 1870-м году единоличное царствование кринолинов закончилось, пришла эра турнюров. Впрочем, перестав быть элементом повседневного платья, соблазнительные фижмы по сию пору остались яркой деталью вечерних нарядов.