Шотландская клетка — узор на все времена
Элегантная женская, стильная мужская, игривая детская одежда, постельное белье, аксессуары (береты, галстуки, шарфы, ленты) — каких только интересных вещиц ни создает современная легкая промышленность, используя тартан. Поговаривают, что в Новом Свете знаменитый кельтский мотив уступает в популярности лишь дениму.
Шотландцы очень гордятся солидным возрастом родоначальника своего клетчатого принта: его прообраз украшал покрывала, в которые оборачивали во время похорон мумии фараонов, и роскошные одежды древних римлян благородного происхождения. Однако само слово «тартан» пришло отнюдь не из египетского или греческого языка, а из испанского.
Случилось это в XIII столетии. Поначалу новый термин произносился как «тиритана» и означал рисунок на цветастой ткани. Затем преобразовался в «тартанем», после для удобства был усечен, обретя одновременно привычный для нас смысл. Именно тогда шотландцы задумали разработать рисунок, который был бы одновременно универсальным, доступным и дающим простор для внесения разных изменений, отличающих один род от иного.
В ту пору каждый горец в обязательном порядке носил юбочку в тартан. Подход к выбору одежды был серьезным: мотив прорабатывался с учетом законов геральдики и отражал особенности клана, право на него регистрировалось в Эдинбурге. Кстати, количество достойных семейств в это время равнялось одиннадцати, а число тартанов составляло сто один: помимо каждодневных жители Шотландии носили торжественные и охотничьи килты.
Материал выполнялся вручную из пряжи, полученной сучением шерсти мериносов, окрашивался натуральными пигментами: зеленый получали из василька, синий — из мха и брусники, красный придавали соком скального лишая, черный — отваром коры ольхи, желтый добывали из костенца и папоротника, коричневый — из высушенных морских водорослей.
Особенно актуальным стал шотландский национальный принт в начале XIX века, причем не только в Туманном Альбионе и старушке-Еропе, но и в Австралии, и в Азии, и в Америке. Хотя декорировали им тогда исключительно детскую одежду и взрослые модели, предназначенные для занятий спортом, прогулок. Через 100 лет о тартане забыли: совсем другие веяния тревожили дизайнерские умы. В тренд клетчатый рисунок вернулся лишь в конце XX века на волне любви ко всему неовинтажному.
Шотландцы очень гордятся солидным возрастом родоначальника своего клетчатого принта: его прообраз украшал покрывала, в которые оборачивали во время похорон мумии фараонов, и роскошные одежды древних римлян благородного происхождения. Однако само слово «тартан» пришло отнюдь не из египетского или греческого языка, а из испанского.
Случилось это в XIII столетии. Поначалу новый термин произносился как «тиритана» и означал рисунок на цветастой ткани. Затем преобразовался в «тартанем», после для удобства был усечен, обретя одновременно привычный для нас смысл. Именно тогда шотландцы задумали разработать рисунок, который был бы одновременно универсальным, доступным и дающим простор для внесения разных изменений, отличающих один род от иного.
В ту пору каждый горец в обязательном порядке носил юбочку в тартан. Подход к выбору одежды был серьезным: мотив прорабатывался с учетом законов геральдики и отражал особенности клана, право на него регистрировалось в Эдинбурге. Кстати, количество достойных семейств в это время равнялось одиннадцати, а число тартанов составляло сто один: помимо каждодневных жители Шотландии носили торжественные и охотничьи килты.
Материал выполнялся вручную из пряжи, полученной сучением шерсти мериносов, окрашивался натуральными пигментами: зеленый получали из василька, синий — из мха и брусники, красный придавали соком скального лишая, черный — отваром коры ольхи, желтый добывали из костенца и папоротника, коричневый — из высушенных морских водорослей.
Особенно актуальным стал шотландский национальный принт в начале XIX века, причем не только в Туманном Альбионе и старушке-Еропе, но и в Австралии, и в Азии, и в Америке. Хотя декорировали им тогда исключительно детскую одежду и взрослые модели, предназначенные для занятий спортом, прогулок. Через 100 лет о тартане забыли: совсем другие веяния тревожили дизайнерские умы. В тренд клетчатый рисунок вернулся лишь в конце XX века на волне любви ко всему неовинтажному.