Воспитание ребенка: формирование верной самооценки
Трехлетний малыш даже не пытается сравнивать себя с другими ребятами, ведь умение проводить параллели между предметами и явлениями появляется у детей лишь в младшем школьном возрасте. А до этого периода отношение крохи к себе определяется мнением о ней родителей. Именно им желательно научить чада быть объективным.
Выяснить уровень самооценки малыша довольно просто. Например, нарисовать лесенку с 10 ступеньками, заштриховать каждую из них разным цветом и попросить ребенка найти свое место, объяснив, что на первом уровне находятся плохие, злые и жадные детишки, а на десятом — самые лучшие. Показатель 1-3 является свидетельством низкой самооценки, 4-7 — адекватной, 8-10 — завышенной.
О многом в этом плане скажет поведение крохи. Так, малыш, что объективно относится к себе, подвижен, дружелюбен, спокоен, контактен, обожает участвовать в играх; оценивающий себя низко — тревожен, робок, застенчив, предпочитает одиночество; слишком высокого о себе мнения — стремится всегда быть на первых ролях.
Если самооценка чада отклоняется в ту или иную сторону, родителям совершенно не обязательно вести его к специалисту: в этом вопросе они вполне способны сами помочь крохе. Например, давая ей посильные поручения (поливать цветы, вытирать пыль на низких поверхностях), обязательно хваля за достижения и в меру ругая за проказы, адекватно относясь к своим успехам и неудачам.
Не стоит ставить иных детишек своему ребенку в пример: это только усугубит его комплексы или вызовет агрессию. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша за черты его характера или особые свойства, только за проступки. Чаду, который обладает не совсем адекватной самооценкой, маме и папе хорошо бы посвящать больше времени: разговаривать, расспрашивать о проблемах, вместе анализировать разные ситуации, давать советы.
Выяснить уровень самооценки малыша довольно просто. Например, нарисовать лесенку с 10 ступеньками, заштриховать каждую из них разным цветом и попросить ребенка найти свое место, объяснив, что на первом уровне находятся плохие, злые и жадные детишки, а на десятом — самые лучшие. Показатель 1-3 является свидетельством низкой самооценки, 4-7 — адекватной, 8-10 — завышенной.
О многом в этом плане скажет поведение крохи. Так, малыш, что объективно относится к себе, подвижен, дружелюбен, спокоен, контактен, обожает участвовать в играх; оценивающий себя низко — тревожен, робок, застенчив, предпочитает одиночество; слишком высокого о себе мнения — стремится всегда быть на первых ролях.
Если самооценка чада отклоняется в ту или иную сторону, родителям совершенно не обязательно вести его к специалисту: в этом вопросе они вполне способны сами помочь крохе. Например, давая ей посильные поручения (поливать цветы, вытирать пыль на низких поверхностях), обязательно хваля за достижения и в меру ругая за проказы, адекватно относясь к своим успехам и неудачам.
Не стоит ставить иных детишек своему ребенку в пример: это только усугубит его комплексы или вызовет агрессию. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша за черты его характера или особые свойства, только за проступки. Чаду, который обладает не совсем адекватной самооценкой, маме и папе хорошо бы посвящать больше времени: разговаривать, расспрашивать о проблемах, вместе анализировать разные ситуации, давать советы.